Порядок рождения

Считается, что социальная жизнь маленького человека начинается тогда, когда он впервые попадает в незнакомое общество: детский сад, школу. Это не совсем верно. Первая его социальная роль формируется все же дома и решающее значение имеет то, каким по счету он родился. Рассмотрим ситуацию в типичных российских семьях, имеющих одного или двоих детей.

Старший ребенок. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому посвящают ему много времени. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Рождение второго ребенка может сказаться на старшем очень травматично.

Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свои позиции. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, и в большинстве случаев отвечают на его капризы наказанием. В результате подобной семейной борьбы, первенец понимает, что былого внимания и почитания не вернуть и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. В результате самый старший ребенок в семье вырастает, скорее всего, консервативным, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главными его чертами становятся зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако попадая в детский коллектив, он открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Младший ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Он испытывает постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Для младшего ребенка характерна ориентация на достижения.

Статья вышла в газете «Аргументы недели»

Уважаемые родители. Если у вас есть вопросы или сомнения относительно воспитания вашего ребенка, то воспользуйтесь возможностью получить профессиональную консультацию специалиста –психолога.

Я живу и работаю в Нижнем Новгороде. Записаться ко мне на прием очень легко : контактная информация и цены