Неуспешный ребенок

Размышление психолога об отношениях родителей и детей

Весенняя пора очень тревожное время для многих родителей, особенно остро стоит вопрос у тех, чей малыш этой осенью пойдет в первый класс. Образовательная гонка в наше время начинается с выбора хорошей и престижной школы, обучения на подготовительных курсах, прохождения тестирования, иногда дежурства под школьными дверями в день подачи заявлений и наконец, поступления в долгожданный первый класс. И кажется, что такие действия родителей обоснованы, являются заботой о будущем детей, и тем не менее часто рождают ряд психологических проблем, последствия которых иногда видны не сразу, но от этого не менее опасны.

В нашей непростой ситуации, в условиях социальной и экономической нестабильности  большое количество взрослых живет при постоянном страхе «не справиться с трудностями»: потерять работу, обеднеть, заболеть. Родители становятся более  неуверенными, уязвимыми и эмоционально нестабильными. В обществе рождается новый психологический феномен: «страх неуспешности детей». Взрослые боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями в старших классах, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем.

Этот родительский страх плохо сказывается на школьниках. Дети терпят издевательства сверстников, а то и учителей, боясь потерять престижную школу, испортить отметку в аттестате, испортить отношения с учителями. Они молчат и терпят, боясь доставить своим задерганным и уставшим родителям дополнительные хлопоты.

Никто не спорит, маленького человека нужно готовить к встрече с трудностями, в том числе в общении с учителями и одноклассниками. Очень важно сформировать у будущего ученика... готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. Но ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Умение искусно сыграть подчинение конечно пригодиться ему в жизни, важно только, чтобы он не был вынужден играть в такие игры постоянно, имея на заднем психическом плане страх. Родитель все же должен обеспечивать ребенку общую жизненную безопасность, а не нагнетать напряженность своими собственными опасениями.

К сожалению, поддержки родителей зачастую и не хватает современным детям.

Все заметнее отчужденность родителей и детей, явственнее дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Родители мало общаются с детьми. Дети часто предоставлены сами себе. Вместо беседы с родителями ребенок «общается» с телевизором.

Следует отметить также возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить в разговоре тему - «какой у меня хороший ребенок», а о том, «какой плохой ребенок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге. Такое ощущение, что находясь сами в состоянии ослепления и зашоренности из-за собственных трудностей и проблем, мы смотрим на мир как через гряное окно, не видим ничего хорошего, и не можем научить наших детей видеть окружающих его людей и положительные стороны жизни.

Мы ставим маленьких людей в очень сложное положение. Нагрузив негативом, опасениями и проблемами, обозначив перед ними далеко идущие и труднодоступные цели, выбив из под ног опору в виде любви и поддержки, оставляем их справляться с проблемами самостоятельно. И все это при том, что, например при собеседовании на работу,  работодателям требуются люди инициативные, активные , а главное : уверенные в себе.

Вспомним цитату из фильма "Чародеи", что нужно для того, чтобы проходить сквозь стены: "видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий". Хороший рецепт эффективной жизненной позиции, если применять его осмысленно. Во-первых, видеть цель своих действий в жизни человек должен научиться сам, и для ребенка это не должны быть цели родителей, и не их понятие о том в каком направлении двигаться. Наоборот, одна из главных задач воспитания как раз и состоит в обучении чувствовать свои желания, ставить и достигать собственные цели. Во-вторых, верить в себя, получается лишь у тех людей , которые задавшись целью достигли ее и приобрели такой положительный опыт: «захотел-смог», который и дает им возможность в будущем рассчитывать на то, что если не все, то большая часть задуманного получиться. А в приобретении такого опыта малышу нужна и помощь и поддержка. В третьих, не замечать препятствия, совсем не значит ломиться по жизни напролом. Это про то, что наличие препятствий у уверенного в себе человека не становиться основанием для отказа от цели, а просто корректирует выбираемые средства. Для такого умении , также необходим опыт.

Так что, уважаемые родители, подготовка к школе ребенка - это,  как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей.

Статья вышла в газете «Аргументы недели»

И на прощание хочу напомнить, что психолог – это именно тот специалист, который может помочь Вам, разрешить сомнения относительно воспитания ребенка, направить и подсказать.

 

Пожалуйста, воспользуйтесь такой возможностью для себя и для Вашего ребенка. Придите на прием и получите профессиональную психологическую помощь.

Я живу и работаю в Нижнем Новгороде. Записаться ко мне на прием очень легко : контактная информация и цены