Как мы неправильно воспитываем детей

Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Если он вызывает поощрительную реакцию, то вам предстоит столкнуться с подобными действиями ребенка неоднократно. Термин «поощрительность» не всегда подразумевает поощрение. Например, ребенку может понравиться вызывающе вести себя с родителями и наблюдать, как они расстраиваются, для него именно такая реакция и будет поощрительной.

 

 Вот два варианта реакции родителей на поведение ребенка, который только что поцарапал себе ногу:

Наташа играла с подругами. Вдруг она прибегает домой, плача подходит к маме, которая чистит картошку на кухне, и говорит: «Мама, я поранила ногу!».

Мама бросает чистить картошку, хватает дочь в охапку и усаживает на колени: «Ой, бедная моя!» — говорит с беспокойным выражением лица, осматривая царапину. Наташа начинает реветь еще сильнее, в то время как мама осматривает ее ногу, крепко обнимая ее и утешая.

 

Заметьте, как много внимания Наташа привлекла к себе своей царапиной. Мама — чересчур добра, если она и в дальнейшем будет столь же трепетно реагировать даже на пустяковые проблемы дочери, то Наташа надолго усвоит, что особое внимание на нее обратят тогда, когда ей будет больно. Вероятнее всего, когда она вырастет, то попадет в зависимость от жизненных обстоятельств и от других людей, забота которых будет ей просто необходима.

Однако иногда родители проявляют чрезмерную твердость по отношению к своим детям:

Наташа играла с подругами. Вдруг она прибегает домой, плача подходит к маме, которая чистит картошку на кухне, и говорит: «Мама, я поранила ногу!».

Мама продолжает невозмутимо чистить картошку, испытывая раздражение потому, что ее отрывают от дела. Резко обрывает: «Подумаешь, царапина. Не умрешь».

В этом примере ответная реакция мамы может быть истолкована Наташей следующим образом: «Никому нет дела до того, что я чувствую». Наташа может научиться «сдерживать» свои чувства. В этом случае она извлечет для себя следующий урок: ей нужно быть независимой, потому что никто не протянет ей руку помощи в трудный момент.

А я бы предложила такой подход к данной проблеме:

Наташа играла с подругами. Вдруг она прибегает домой, плача подходит к маме, которая чистит картошку на кухне, и говорит: «Мама, я поранила ногу!».

Наклонившись к дочери, мама смотрит на царапину и начинает поглаживать Наташу по голове. С сочувствием произносит: «Хорошая моя, знаю - это очень больно». Наташа чувствует, что ее любят и понимают, успокаивается и кивает головой. «Как ты думаешь, наверное, нужно перевязать?» — спрашивает мама. Лицо Наташи разглаживается.

В этом примере ответная реакция мамы означает примерно следующее: «В жизни бывают синяки и шишки. Тебе нужно научиться брать себя в руки, справляться с неприятностями и уметь "бинтовать" собственные раны». Здесь ребенок учится сдерживать свои чувства и проявлять о себе заботу.

Статья вышла в газете «Аргументы недели»
 

Трудности в отношениях с ребенком возникают в каждой, даже самой благополучной семье. Это нормально. Потому что каждый ребенок – индивидуален и родитель должен учиться общаться с ним, приспосабливаясь к его особенностям. А помочь в этом непростом деле может специалист- психолог.

Пожалуйста, воспользуйтесь такой возможностью для себя и для Вашего ребенка. Придите на прием и получите профессиональную психологическую помощь.

Я живу и работаю в Нижнем Новгороде. Записаться ко мне на прием очень легко : контактная информация и цены