Сказкотерапия -очень новое направление практической психологии и часто, из-за ассоциаций с детством, сказкой, представляющееся чем-то не серьезным и предназначенным только для детей. Это не так. Конечно, чаще специалисты этого направления используют данный метод для работы с детьми. Но и со взрослыми он очень эффективен.
Психотерапевтическая сказка позволяет упростить те мысли , который необходимо донести или проработать с клиентом.
Это как-будто вместо объяснения теории , учитель сразу говорит: «Ну, например…», и буквально «на пальцах» рассказывает о сложных и непонятных вещах.
Сказкотерапевт подбирает или сочиняет сказку ( историю, притчу) герой которой переживает похожую ситуацию с той, с которой к нему обратился клиент. Это помогает осмысливать происходящее, не навязывая готового решения, а через понимание схожести положения примерить на себя чужой опыт.
Также психотерапевтические сказки помогают воспитывать ребенка, давая материал для переживаний, осмысления и принятия каких-то внутренних решений.
Как это работает? Давайте я приведу пример сказки и потом это объясню .
Девочка Надя и Баба Яга
Жила-была маленькая девочка Надя. Жила она с мамой и папой на краю деревни. Все у них было хорошо, только иногда, как и все маленькие дети, Надя капризничала и не слушалась маму.
Как-то раз пошли Надя с мамой гулять в лес, а в лесу так хорошо! Пахнет земляникой и грибами, кругом поют птички, солнышко светит ярко-ярко. Долго Надя с мамой гуляли и любовались лесом, устали и решили отдохнуть. Мама легла на мягкую травку и вскоре заснула. Надя сначала сидела рядом и играла с Божьей коровкой, а когда та улетела, Наде стало скучно, и она пошла одна гулять по лесу.
Она так увлеклась, что не заметила, как заблудилась. Надя шла и шла, все дальше и дальше в глубь леса, и вдруг увидела избушку. Не успела она туда войти, как коварная Баба Яга схватила Надю за руку и закричала: «Ага, попалась, непослушная девчонка! Сейчас я тебя съем». Баба Яга застучала своими острыми зубами. Надя так сильно испугалась, что от страха закрыла глаза. А Баба Яга порычала еще немного и сказала: «Ну ладно, сегодня я тебя есть не буду, я уже поужинала и хочу спать. А ты, капризный ребенок, прибери в избе, вымой пол и помой посуду». С этими словами страшная и злая Баба Яга заперла дверь и легла спать.
Наутро, когда Баба Яга проснулась, она даже не узнала свою избу: все в ней было прибрано, пол вымыт и посуда блестела. А наша Надюша сидела в углу и плакала, она так хотела вернуться домой к ласковой маме. Злой Бабе Яге стало стыдно, она сжалилась над девочкой и сказала: «Ну что ты хнычешь, маленькая девочка, когда у меня праздник, ведь моя избушка никогда не была такой чистой и красивой, как сейчас. Мне очень это приятно, спасибо тебе». И теперь уже добрая Баба Яга испекла пирог и угостила Надюшу, а потом проводила ее до тропинки в деревню, и они расстались добрыми друзьями. А дома Надю давно ждали мама и папа.
Итак. Это так называемая «воспитательная сказка». Ее можно читать детям старшего дошкольного возраста. Обычно именно в это время возникают проблемы с уборкой игрушек, и в целом послушания. Прочитав эту сказку ребенку с ним можно обсуждать следующие вопросы:
·
Как получилось, что Надя осталась в лесу одна и чем это в принципе может грозить ребенку?
· Кто такая Баба Яга и зачем она живет в лесу? Приносит она пользу или вред? Зачем пугает детей? Хорошо ли бы было, если бы на свете не существовало злых Бабов Яг?
· Чем мама похожа на Бабу Ягу , а Баба Яга на маму?
· Всегда ли мы делаем только то, что хотим? Что может нас заставить делать неприятные, но необходимые дела?
· Почему Баба Яга отпустила девочку домой? И как бы ты повел (а) себя на месте Нади?
Видите, сколько полезных вопросов можно обсудить с ребенком прочитав такую маленькую сказку!
И еще одна существенная польза воспитательной работы именно таким методом: у ребенка нет ощущения что ему что-то навязывают или его ругают, ведь обсуждение идет не его или его поступков, а совсем другого персонажа. И он не защищается от той информации, которую опосредованным способом доносит до него сказка.
Теперь еще один важный аспект психотерапевтической сказки. Иногда меня вообще спрашивают: «А зачем сочинять какие-то специальные сказки, зачастую сомнительные по своей художественной ценности, простенькие и транслирующие в основной одну генеральную мысль, если есть большое количество народных сказок, авторских литературных произведений, которые представляют и гораздо большую художественную ценность и несут множество мыслей, разноплановых переживаний и образов?»
Отвечаю: психотерапевтическая сказка – это инструмент. Это не литературное произведение. Оно ценно как раз своей однозначной направленностью. Тем что под конкретную задачу- мы можем подобрать или сочинить конкретную историю. Причем конечно мы пользуемся и народными сказками, и притчами. Во время психотерапии может возникнуть метафорическая параллель с героем известного литературного произведения или даже с персонажем фильма или телесериала. Но глубина такой работы зависит от культурного уровня клиента, его начитанности, его возраста. Это все усложняет.
Мы не можем давать клиенту задание – прочитать большое литературное произведение. А вот психотерапевтическую сказку – можно прочитать быстро, а часто она вообще сочиняется на ходу.
Психотерапевтическая сказка – это предмет для разговора. Но еще одна ее несомненная ценность в том, что даже в отсутствии психолога или психотерапевта – эти сказки работают. Главную мысль – обязательно донесут и заставят о чем-то подумать. :-)