Полезные сказки

Сказкотерапия -очень новое направление практической психологии и часто, из-за ассоциаций с детством, сказкой, представляющееся чем-то не серьезным и предназначенным только для детей. Это не так. Конечно, чаще специалисты этого направления используют данный метод для работы с детьми. Но и со взрослыми он очень эффективен.

 Психотерапевтическая сказка позволяет упростить те мысли , который необходимо донести или проработать с клиентом.

Это как-будто вместо объяснения теории , учитель сразу говорит: «Ну, например…», и буквально «на пальцах» рассказывает о сложных и непонятных вещах.

 

Сказкотерапевт подбирает или сочиняет сказку ( историю, притчу) герой которой переживает похожую ситуацию с той, с которой к нему обратился клиент. Это помогает осмысливать происходящее, не навязывая готового решения, а через понимание схожести положения примерить на себя чужой опыт.

 

Также психотерапевтические сказки помогают воспитывать ребенка, давая материал для переживаний, осмысления и принятия каких-то внутренних решений.

 

Как это работает? Давайте я приведу пример сказки и потом это объясню .

 

 

 Девочка Надя и Баба Яга

Жила-была маленькая девочка Надя. Жила она с мамой и папой на краю деревни. Все у них было хорошо, только иногда, как и все маленькие дети, Надя капризничала и не слушалась маму.

Как-то раз пошли Надя с мамой гулять в лес, а в лесу так хорошо! Пахнет земляникой и грибами, кругом поют птички, солнышко светит ярко-ярко. Долго Надя с мамой гуляли и любовались лесом, устали и решили отдохнуть. Мама легла на мягкую травку и вскоре заснула. Надя сначала сидела рядом и играла с Божьей коровкой, а когда та улетела, Наде стало скуч­но, и она пошла одна гулять по лесу.

Она так увлеклась, что не заметила, как заблудилась. Надя шла и шла, все дальше и дальше в глубь леса, и вдруг увидела избушку. Не успела она туда войти, как коварная Баба Яга схва­тила Надю за руку и закричала: «Ага, попалась, непослушная дев­чонка! Сейчас я тебя съем». Баба Яга застучала своими острыми зубами. Надя так сильно испугалась, что от страха закрыла глаза. А Баба Яга порычала еще немного и сказала: «Ну ладно, сегодня я тебя есть не буду, я уже поужинала и хочу спать. А ты, каприз­ный ребенок, прибери в избе, вымой пол и помой посуду». С эти­ми словами страшная и злая Баба Яга заперла дверь и легла спать.

Наутро, когда Баба Яга проснулась, она даже не узнала свою избу: все в ней было прибрано, пол вымыт и посуда блестела. А наша Надюша сидела в углу и плакала, она так хотела вер­нуться домой к ласковой маме. Злой Бабе Яге стало стыдно, она сжалилась над девочкой и сказала: «Ну что ты хнычешь, маленькая девочка, когда у меня праздник, ведь моя избушка никогда не была такой чистой и красивой, как сейчас. Мне очень это приятно, спасибо тебе». И теперь уже добрая Баба Яга испекла пирог и угостила Надюшу, а потом проводила ее до тропинки в деревню, и они расстались добрыми друзьями. А дома Надю давно ждали мама и папа.

 

Итак. Это так называемая «воспитательная сказка». Ее можно читать детям старшего дошкольного возраста. Обычно именно в это время возникают проблемы с уборкой игрушек, и в целом послушания. Прочитав эту сказку ребенку с ним можно обсуждать следующие вопросы:

·    

     Как получилось, что Надя осталась в лесу одна и чем это в принципе может грозить ребенку?

·         Кто такая Баба Яга и зачем она живет в лесу? Приносит она пользу или вред? Зачем пугает детей? Хорошо ли бы было, если бы на свете не существовало злых Бабов Яг?

·         Чем мама похожа на Бабу Ягу , а Баба Яга на маму?

·         Всегда ли мы делаем только то, что хотим? Что может нас заставить делать неприятные, но необходимые дела?

·         Почему Баба Яга отпустила девочку домой? И как бы ты повел (а) себя на месте Нади?

 

 

Видите, сколько полезных вопросов можно обсудить с ребенком прочитав такую маленькую сказку!

 

И еще одна существенная польза воспитательной работы именно таким методом: у ребенка нет ощущения что ему что-то навязывают или его ругают, ведь обсуждение идет не его или его поступков, а совсем другого персонажа. И он не защищается от той информации, которую опосредованным способом доносит до него сказка.

 

            Теперь еще один важный аспект психотерапевтической сказки. Иногда меня вообще спрашивают: «А зачем сочинять какие-то специальные сказки, зачастую сомнительные по своей художественной ценности, простенькие и транслирующие в основной одну генеральную мысль,  если есть большое количество народных сказок, авторских литературных произведений, которые представляют и гораздо большую художественную ценность и несут множество мыслей, разноплановых переживаний и образов?» 

 

Отвечаю: психотерапевтическая сказка – это инструмент. Это не литературное произведение. Оно ценно как раз своей однозначной направленностью. Тем что под конкретную задачу- мы можем подобрать или сочинить  конкретную историю. Причем конечно мы пользуемся и народными сказками, и притчами. Во время психотерапии может возникнуть метафорическая параллель с героем известного литературного произведения или даже с персонажем фильма или телесериала. Но глубина такой работы зависит от культурного уровня клиента, его начитанности, его возраста. Это все усложняет.

 

Мы не можем давать клиенту задание – прочитать большое литературное произведение. А вот психотерапевтическую сказку – можно прочитать быстро, а часто она вообще сочиняется на ходу.

 

Психотерапевтическая сказка – это предмет для разговора. Но еще одна ее несомненная ценность в том, что даже в отсутствии психолога или психотерапевта – эти сказки работают. Главную мысль – обязательно донесут и заставят о чем-то подумать. :-)

 

Марина Игоревна Локоткова.

Прием психолога в Нижнем Новгороде. Запись по телефону: контактная информация и цены

Обучение

  • "Славянская куколка-желанница" +

    Тренинг в объединенной технике арт-терапии и символ-драмы. Посмотрите на эту красавицу. Вот такая куколка будет и у Вас , после посещения Read More
  • 1

Советы психолога

  • Анорексия +

    Неотвратимо приближается лето, и большинство моих клиенток уже начали войну с лишними килограммами. И многие задают мне вопросы, связанные с Read More
  • Осторожно: чувства! +

    Очень важную роль в возникновении заболеваний играют те чувства, которые мы испытываем. И этому есть научные объяснения, так как чувства Read More
  • Питание и стресс +

    Многие люди, предпринимая определенные действия по устранению последствий насыщенной и напряженной жизни, забывают, что не только внешние и внутренние переживания Read More
  • Почему я ничего не делаю для своего здоровья. +

    Все больше психологи говорят о парадоксальном отношении к своему здоровью большинства современных людей. Речь идет о несоответствии между желанием быть Read More
  • Сколько себя ни ешь - сытым не станешь. +

    Один из важнейших кирпичиков, на котором строиться здание психической стабильности и благополучия - самоуважение. И это именно та составляющая, которая находится, Read More
  • Я лежу болею, сам себя жалею… +

    Итак, начался сезон заболеваний. В аптеках уже наметился ажиотажный спрос на лекарственные препараты от гриппа и простуды, а в общественном Read More
  • Бабушки и внуки +

      Психолог – это именно тот специалист, который может помочь Вам, разрешить сомнения относительно воспитания ребенка, направить и подсказать. «Здравствуйте, Марина. Read More
  • Второй раз в первый класс! +

    Родителям первоклассников Посвящается моей дочке, которая в этом году пошла в первый класс! Школьная форма куплена, приготовлены ранец, ручки и Read More
  • Дети и их способности. Как помочь своему ребенку. +

      Пока человек не стал взрослым, он весь - обещание чуда, а зрелость делает его свершившимся фактом, вне зависимости от того, Read More
  • Детский сад: за и против для работающей мамы +

    Работающей маме необходимо быть уверенной в том, что в ее отсутствии ребенок находится под присмотром. Что делать: положиться на бабушку, Read More
  • Зачем младенцам папа? +

    Радостное событие – рождение ребенка, часто заканчивается разладом в семейных отношениях, отсутствием взаимопонимания между супругами и чувством заброшенности и ненужности у Read More
  • И снова в школу +

    Закончились новогодние праздники и вместе с ними – школьные каникулы. Самое время поговорить о таком распространенном явлении, как «стресс после каникул». Read More
  • Как мы неправильно воспитываем детей +

    Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Если он вызывает поощрительную реакцию, то Read More
  • Как не вырастить маменькиного сыночка? +

    К сожалению, мамы воспитывающие ребенка в одиночестве часто не задумываются о том, правильно ли его растят. Основной проблемой в таких Read More
  • Мама и ребенок: жизнь вдвоем +

    К сожалению, в настоящее время семьи, где мама после развода с отцом ребенка, воспитывает его сама, в наше время не Read More
  • Мой ребенок увлекается мультсериалами +

    Вчера моя дочь с радостью сказала о том, что ее любимые шоколадные яйца снова будут выходить с игрушками, посвященными ее Read More
  • Нет времени быть мамой? +

    Замечательный праздник 8 марта! Праздник женщин, праздник всех мам! Поздравления, цветы и такие редкие слова о любви и благодарности за Read More
  • Неуспешный ребенок +

    Размышление психолога об отношениях родителей и детей Весенняя пора очень тревожное время для многих родителей, особенно остро стоит вопрос у Read More
  • Ночные страхи +

    Страхи перед темнотой и чудовищами, спрятавшимися под кроватью или за занавесками, и т.п. бывают фактически у каждого ребенка. Эти страхи Read More
  • Ответы на вопросы об отношениях с детьми +

    Продолжая отвечать на ваши вопросы, хочу отметить, что очень большое их количество связано с взаимоотношениями с детьми и некоторыми моментами Read More
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7