Жизнь под прессом

Этой осенью мне несколько раз поступали предложения проводить семинары или тренинги по теме: «Как уволить сотрудника» или «Как воздействовать на сотрудника, что бы он уволился».

Не хочу  обсуждать этические и моральные аспекты таких предложений, в конце концов, мы все прекрасно понимаем, что такое бизнес по-русски. Поэтому я не ставлю своей целью поиск всеобщей справедливости, а хочу сегодня обсудить ситуацию с позиций второй стороны. То есть, поговорить о том, как себя вести человеку, на которого работодатель оказывает активное психологическое давление.

Во-первых, справедливости ради нужно отметить, что в первую очередь увольняют сотрудников, действительно приносящих меньше всего пользы. В условиях кризиса компания начинает сбрасывать балласт. И как это не обидно, для человека оставшегося за бортом, он оказался в такой ситуации по собственной вине. Совет можно дать только один - осмыслите произошедшее, не ищите виноватых, а начинайте усиливать свои хорошие стороны и качества. Как говориться: «За одного битого, двух небитых дают». Сумеете извлечь правильный урок - станете более востребованным и оплачиваемым специалистом, не сумеете- будете проходить данный урок – всю оставшуюся жизнь.

Во-вторых, конечно под ударом оказываются женщины. Действительность такова, что работодатели склонны отдавать предпочтение работникам мужчинам. Ситуация неправильная, однако к счастью, женщины более чем мужчины приспособлены к выживанию, менее зависимы от амбиций, легче смиряются с потерей статуса и быстрее восстанавливаются. Так что, на самом деле, с женским трудоустройством ситуация более благополучная, и недаром женщина в период кризиса становится кормильцем семьи.

Хочется дать советы тем людям, которых с работы не увольняют, а выживают. К сожалению, такая ситуация в настоящее время очень распространена и есть конкретные методы, которыми пользуются работодатели.

Метод первый: увеличить количество работы, пусть даже и раздутой и бесполезной, заставить человека оставаться сверхурочно, работать в выходные. Защита: перечитайте свои должностные обязанности и условия своего трудового договора. Выполняйте только то, что должны делать. На все упреки и «наезды» начальника отвечайте: «Я выполняю все, что обязан делать», повторяя эту фразу снова и снова, не сворачивая с такой позиции.

Метод второй: введение жесткой системы отчетности. То есть, большая часть вашего времени будет посвящена наблюдению за своими действиями и фиксированием их  в какой-либо форме. Защита: Это же здорово! Ваш начальник придумал интересную игру для себя под названием «Измотай меня!». Сумеете отнестись к этой ситуации с юмором, и он устанет вас проверять раньше, чем вы устанете отчитываться. Здесь самое важное, отстраниться от ситуации и увидеть ее действительную комичность.

Метод третий: отношения согласно имеющимся договорам. Вы оказываетесь в проигрыше сразу же,  если ваши обязанности или заработная плата регулировались устными соглашениями. Ну что ж, теперь у вас есть опыт и больше таких ошибок вы не сделаете.

Метод четвертый: дать учеников. Применяется к профессионалам, которые дорого стоят, и на оплате услуг которых работодатель хочет сэкономить. Защита: опять же читаем трудовой договор, и если нет возможности отказаться от такого «подарка», прежде всего, гасим в себе параноидальные мысли о том, что это ваши конкуренты. Такой ход и рассчитан именно на то, что вы начнете беспокоиться, обидитесь на такое к вам отношение, начнете что-то кому-то доказывать, и в таком состоянии наделаете ошибок. Спокойствие и дружелюбие по отношению к ученикам позволят вам изучить их, понять слабые стороны, а уже потом начинать собственную игру: «Он хороший специалист, но до меня ему далеко».

Метод пятый: лишение работы. Построен на том, что самое сложное это делать вид что работаешь, когда нечем заняться. Рассчитан на создание ощущения собственной ненужности и бесполезности, с последующим возникновением чувства вины. А как только чувство вины возникло - вы созрели до написания «заявления по собственному желанию». Защита: настраивайте себя, на установку: «Я такой, какой я есть, и шанс показать себя наиболее выгодным образом мне еще представиться. Мой начальник не понимает, какое я сокровище, но я не позволю ему пойти на поводу у собственной глупости и лишить себя такого ценного работника»

Метод шестой: «давить на жалость» или «запугивать». Идет непосредственное предложение написать заявление об увольнении, причем используются как методы доверительной беседы с адресацией к лучшим чувствам, так и грубые методы запугивания, унижения и давления. Защита: так как человеку легче сделать что-то для другого чем для себя, то выработайте внутреннее решение: «Я буду сильным ради …(какого-то человека, зависящего от вас)» и закрывайтесь фразой «И, тем не менее, мне нужна эта работа», стойко и многократно ее повторяя.

Хочу предупредить, выстоять под давлением можно. В действительности, уволить человека очень непросто, особенно когда он активно сопротивляется. Вопрос стоит о цене, которую вы за это заплатите, потому что противостояние с начальством - это сильный и подчас длительный стресс. Прежде чем начать военные действия - взвесьте все за и против.

А если вы все же решили удержать свое место несмотря ни на что,  то задействуйте любые виды помощи: поддержку близких и друзей, успокоительные средства, все доступные вам методы снятия напряжения, физическую разгрузку и, конечно, помощь профессионалов психологов.

Марина Игоревна Локоткова.

Прием психолога в Нижнем Новгороде. Запись по телефону: контактная информация и цены