Родители никогда ничего не понимают!

Знали бы вы, сколько раз в разных вариантах я слышала от своих клиентов эту фразу! А вещь то эта - абсолютно естественная, хотя и мало радостная. К сожалению, старшее поколение всегда забывает, что же оно чувствовало, думало, переживало, к чему стремилось и чего хотело, когда было в том же возрасте, в каком сейчас находится младшее. К тому же, часто пребывает в иллюзиях и фантазиях относительно себя самого, и вот тут и рождаются байки о том, «каким я был в твоем возрасте», в большинстве случаев, ничего общего с реальностью не имеющими. Точно также как и иллюзии о якобы накопленном жизненном опыте и знаниях.

 

Мир меняется. Меняется очень быстро. Каждое следующее поколение, фактически живет в принципиально другом мире. И, родители, если и имеют какой-то опыт, то он уже очень мало что значит в этой новой, изменившейся жизни. И все попытки предостеречь детей, дать им совет, или призвать, наконец, к послушанию, совести и благодарности, являются по сути, всего лишь идеальным средством испортить со своими детьми отношения.

Разберемся подробнее. Итак: что думают родители, и как обстоит дело в действительности:

Надо предостерегать детей от ошибок. Нет, не надо: в новом мире ошибками будут совсем другие вещи, о которых родители практически ничего и не знают. Дети сами разберутся, точно так же, как в свое время разобрались сами родители. Задача родителя - воспитать и поддерживать в ребенке уверенность в том, что он в состоянии справиться с любыми сложностями и трудностями. И тогда, вооруженный этой уверенностью, он действительно со всем справится.

Надо давать детям добрые советы. Нет, не надо. Чужой совет используется и он эффективен только тогда, когда человек сам его попросил. А до тех пор, пока никто не спрашивает, совет - не совет, а никому не нужное нравоучение.

Надо призывать детей к послушанию. Детей надо приучать не слушаться, а думать. Если они научаться совершать адекватные ситуации и эффективные поступки, это и станет залогом их успеха в жизни. Как правило, послушные дети - пассивны, и плохо справляются даже с обычными жизненными задачами. И вообще, полезно иногда проанализировать: а когда и в каких ситуациях формировался наш собственный жизненный опыт? И тут оказывается, что самыми ценными моментами, были как раз те, когда мы не слушались собственных родителей, попадали в какие-то неприятности и, справившись с ними - становились умнее и сильнее.

Дети должны быть благодарными. За что ребенок должен быть благодарен? За то, что его произвели на свет и кормили, пока он не научился кормить сам себя? Так это не подвиг, не заслуга, а всего лишь обязанность, которую родители еще неизвестно как сумели исполнить. Если же они помогли ему в развитии, если подставили плечо в трудную минуту, то он и сам не забудет отблагодарить их; требовать же благодарности означает лишь перечеркнуть все то доброе, что родители для него сделали. За требованиями благодарности, чаще всего скрывается претензия родителя занимать "руководящую роль" в жизни ребенка.

Как это не стыдно признавать, но многие родители воспринимают ребенка не как человека, а как свой вклад в банке, который должен впоследствии дать процент и гарантии на старость. Так вот, при таком отношении, ребенку как раз и трудно вырасти этой гарантией, потому что только его собственные моральные качества, а совсем не родительские претензии подвигнут его на заботу и помощь. А моральные качества формируются лишь в семьях, где и родители знают: что хорошо, а что плохо. И не пытаются использовать свое дитя, как средство улучшения собственной жизни.

На самом деле, очень редкая женщина рожает ребенка, озаботившись грандиозной и благородной задачей - дать жизнь новому человеку. В большинстве случаев все гораздо более прозаично. Дети появляются на свет, потому что женщина реализуется как мама, и без ребенка чувствует себя неполноценной. Или потому что, без ребенка - семья живет не полной жизнью, и родителям, грубо говоря - нечем заняться. Иногда - чтобы удержать мужчину. В других случаях - потому что так надо и в бездетную женщину - тычут пальцем. И так далее.

И ничего в этом нет страшного или стыдного. Это естественная жизненная правда. Только не стоит тогда лицемерить и требовать от ребенка какой-то благодарности и признания своих заслуг. Это его нужно благодарить. Это благодаря нему мы получаем право чувствовать себя значимыми и полезными, выполнившими свой долг или реализовавшими призвание. А самое главное - посредством его, мы получаем связь с тем новым миром, в котором будет жить уже он. И для того чтобы ребенок эту связь не обрывал, не забывайте, что выросшие дети - личности, люди, которых надо принимать такими, каковы они есть, не стараясь не обтесать, ни подшлифовать их: это уже не наша задача, это сделает за нас сама жизнь - точно так же, как она это когда-то сделала с нами.

 

Марина Игоревна Локоткова.

Прием психолога в Нижнем Новгороде. Запись по телефону: контактная информация и цены