Принц на белом коне по-русски

 

Да, конечно, мечтать о принце смешно. Более того, что-то и не видно их среди нас. Но оказывается, русские сказки воспитывают очень своеобразную позицию в наших мужчинах, так что принцами-то им и не суждено быть по определению. Разберемся.

В, например, западных легендах и мифах действует герой, который является главным активным персонажем и добивается желанной невесты, являющейся в конце неким «призом» ему вместе с прилагающимся к ней богатством, признанием, славой и т.д. Вспомним хотя бы легенды про короля Артура и рыцарей круглого стола.

В наших сказках, сюжет обычно другой: есть два активно действующих героя - ленивый, дурашливый, не слишком смекалистый  Молодец и царевна.

Причем, все эти Иванушки-дурачки или Молодцы начинают свой жизненный путь как явные аутсайдеры, но непременно выигрывают в конце жизни.

Какое из самых ярких качеств просматривается в сказочных героях? Правильно - их леность. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым  читатели, тем не менее, испытывают симпатию. Ни в каком другом мировом фольклоре нет такого количества образов нетрудолюбивых мужичков, которые бы в финале бывали, вознаграждены именно за неактивность и за нетрудолюбие.

Большинство русских сказочных ленивцев - скрытые «царевичи». Они не «зарабатывают» свой социальный статус, но полагается на удачу. В первую очередь вспоминается, конечно, Емеля, но и Иванушка-Дурачок из сказки о Сивке-Бурке - такой: «Ничего он не делал, на печи сидел, в потолок плевал», да и Илья Муромец до 33 лет лежавший на печи тоже прекрасный пример.

И что еще неожиданно обнаруживается. Молодцы-ленивцы и «дурачки» отказываются выполнять распоряжения людей с более высоким социальным положением. Вот откуда наше скрытое противостояние власти. Емеля, например,  смело говорит царю, что не пойдет к нему по его вызову, объясняя свой отказ наивно-простодушно: «Я ленюсь, да и ты мне не нравишься...». Фактически, мы видим образ социально незрелого и неадаптированного человека.

При этом русская сказка никогда не дает, как следует полениться девушкам и женщинам. Это всегда привилегия «добрых молодцев», которую «уравновешивают» трудолюбие, сноровка и другие, весьма важные качества женских персонажей.

Талантливые, умелые, смышленые невесты представлены, готовыми постоянно избавлять своих женихов-недотеп от всех психологических стрессов, в том числе от самого первого, на будущем общем, совместном пути. Речь идет о самом решении связать себя брачными узами. В сказках девушки сами предлагают ленивым «молодцам» закрепить отношения. Так, например, когда младший из сыновей, Иван, вдоволь настрелявшись и найдя свою стрелу рядом с Лягушкой на болоте, просит несчастное животное: «Отдай мою стрелку!» - та ставит категорическое условие: «Возьми меня замуж!».

Сказка постоянно дает неразумным, слабым мужчинам возможность и «право» совершить пару оплошностей. Например, в сказе о Царевне-Лягушке муж по неразумию сжег ее шкурку, в другой сказке Иван-царевич позарился от жадности на золотую клетку Жар-птицы, и таких примеров немало.

Рисуя женщин более умными и практичными, русская сказка противоречит позициям патриархальных отношений, приводя их к более реальному виду. Она наставляет слабых мужчин: «Не желай богатства, пожелай себе жену мудрую!»

Герой сказки «Поди туда, не знаю куда - принеси то, не знаю что» - Федот, «прост, да жена у него больно хитра». Текст сказки убеждает в том, что Федот достигает успеха, внимательно слушая советы мудрой жены - и тем самым побеждает любых обидчиков.

В известном смысле это обуславливает стереотип: жена должна помогать мужу и понимать его, жалеть и защищать, каким бы он ни был. И еще это пример уважаемой и полезной женской роли, когда жена - это не просто приз, а жизненно важный участник событий. Не менее, а скорее даже более значимый, чем мужчина. Я думаю, что такая роль для женщин - очень привлекательна.

Но есть и еще одна важная вещь, которой нас учит русская сказка. С  помощью сюжетов со слабым героем, которому удается в итоге достичь большего, чем его сильным соперникам, сказка показывает, что успех сопутствует пусть не самому сильному, но самому упорному и готовому в этом упорстве не идти напролом, но воспользоваться женскими механизмами достижения цели: слезы, вежливость, приспособляемость, гибкость и т.д. И мне кажется, что это важный урок для современной действительности, также как и урок гибкого баланса соотношения сил, между мужчиной и женщиной.

Может, ну их, принцев-то? Русские сказочные сценарии, показывают более реальные отношения. А еще, несомненно, более интересные.

Марина Игоревна Локоткова.

Прием психолога в Нижнем Новгороде. Запись по телефону: контактная информация и цены